Умар ибн аль-Хаттаб, Омар ибн Хаттаб (араб. عمر ابن الخطاب— `Umar ibn al-Khattāb) (581—3 ноября 644) — второй халиф (с 634). Родился в Мекке. Являлся вторым праведным халифом.
Даты
585 – рождение Умара
634–644 – время правления.
636 — Битва при Ярмуке близ Дамаска: разгром византийцев.
636 - Битва при Кадисии, разгром персов
637 — захват Иерусалима.
639-641 - завоевание Египта.
644 — убит персидским рабом в Медине.
Жизнеописание
Умар ибн аль-Хаттаб вначале (вплодь до 6-го года от начала пророчества) был ярым противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам под влиянием своей сестры, которая дала ему прочесть Коран, и изъявил желание встретиться с Мухаммадом. После этого события Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка.
После смерти Мухаммада встал вопрос наследования.
На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн абу Талиб. Уже тогда Умар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он, неожиданно для остальных, схватил и пожал руку Абу Бакру, что означало признание его в качестве руководителя. Вслед за Умаром и остальные пожали руку первому халифу.
Наследником по завещанию Абу Бакра стал Умар. Став во главе мусульманской общины, он начинает завоевательные походы на Сирию, Египет, Ирак и Персию. При нем произошло значительное расширение государственных территорий и, вместе с тем, распространение ислама на покоренных арабами землях. Но делалось это с невероятной толерантностью к чужой вере. Арабы не только не сжигали города, они оставляли в живых всех жителей поселения, не посягали на их имущество и сохраняли в целостности церкви. Единственное, чему подвергались захваченные народы – это налоги. Система разделяла мусульман и христиан, победителей и побежденных не только размерами налогов, но и целым перечнем запретов. Нельзя было осмеивать имя пророка, прикасаться к мусульманским женщинам, покушаться на жизнь мусульман и т.д. Кроме того, правителем города становился мусульманин. Но, тем не менее, персидские и византийские обычаи, устои и местный язык сохранялись.
Апогеем его правления стала знаменательная победа над Персидской империей. Таким образом, Умар построил многонациональную империю со справедливым теократическим правлением и праведным отношением к религиозным святыням христианства и иудаизма, которые не были характерны для тех жестоких времен. Сам Умар был благочестивым мусульманином, честным и беспорочным халифом, возглавив десятилетнее победоносное шествие ислама. Скончался Умар ибн аль-Хаттаб от удара ножом перса Абу-Лулу Фирузом (христианского раба) за неудовлетворение жалобы на куфского наместника. Его смерть вызвала раскол в исламской общине, который так никогда полностью и не был преодолен. Имя убийцы священно у шиитов.