До недавнего времени казалось, что мировой финансовый кризис Турцию обойдёт стороной, поскольку она имела хорошие макроэкономические показатели в своём развитии. Премьер-министр Турции Эрдоган утверждал, что экономика Турции не испытает на себе серьезного воздействия мирового кризиса.
Но, события последних месяцев развеяли эту уверенность, и как следствие, правительство Турции обратилось за помощью к МВФ для поддержания экономики. И тут же представители бизнеса Турции раскритиковали правительство за то, что оно не обратилось к МВФ за помощью раньше.
Но уже сейчас стало ясно, что квоты, устанавливаемой МВФ и составляющей 1,2 млрд. условных единиц (СДР), что эквивалентно $2 млрд., для страны будет явно недостаточно и даже пятикратное увеличение не устраивает Турцию. Ей нужен статус, позволяющий повысить кредитование до 40 млрд. долларов.
Эти данные говорят о том, что в стране назревают серьёзные проблемы в экономике. Их можно объяснить ростом безработицы, понижением объёма инвестиций, сокращением экспортных поставок. Значительно уменьшится и спрос на предоставляемые страной туристические услуги.
Деловые круги страны упрекают правительство в затягивании договорных процессов с ВМФ. Они считают, что разрастающийся кризис может оставить Турцию без поддержки ВМФ, поскольку другие страны обратились за помощью раньше. Поэтому правительство Турции должно более активно реагировать на сокращение производства, принимая непопулярные, но действенные меры. Правительство обещает использовать для решения проблем все возможные способы, в том числе и поддержку местных фондов «Социальной солидарности и взаимопомощи».
Прогнозы экономистов говорят о том, что иностранные инвестиции сократятся приблизительно на треть и составят $10 млрд. Недостающие суммы инвестиций отразятся на темпах развития страны. Кроме того, в 2009 году внешний долг может составить $136 млрд., а Турция ещё не погасила долг перед ВМФ по кредитам, взятым в 2001 году. Тем не менее, расходы на антикризисные мероприятия в бюджет 2009 г. заложены.
Сравнение бюджетов 2008 и 2009 года показывает, что дефицит его в 2009 году будет сокращён приблизительно на 4 млрд. лир. Это является следствием выполнения Турцией обязательств перед Евросоюзом по повышению бюджетной дисциплины.
Грамотное и своевременное реформирование банковской и финансовой системы тоже дало положительные результаты. Реструктуризация, приватизация, и правильная бюджетная политика свели к минимуму влияние глобального кризиса на экономику страны.
Негативными показателями являются рост безработицы и снижение темпов развития, увеличение стоимости обслуживания внешнего долга и снижение внешнего кредитования. Но правительство разработало ряд мер, способных противостоять этим тенденциям. Планируется отменить налог на доходы, полученные за границей, и налог для инвесторов, торгующих ценными бумагами. Будут поощряться слияния компаний.
Предусмотрено также перераспределение бюджета. Увеличены ассигнования для министерства финансов, народного образования, труда и социальной безопасности. А другие министерства, за исключением министерств обороны, транспорта и юстиции, должны уменьшить расходы на 16% по решению парламента Турции. Так же принято решение о сокращение расходов в муниципалитетах, что позволит сэкономить за год до 3,5 млрд. лир.
Поэтому шаги по стабилизации экономики за счёт дополнительного кредитования стоит рассматривать, как желание укрепить позиции страны в период кризиса.
В то же время кризис повлияет на Турцию и положительно – при существующих ценах на нефть, за 2009 год на импорте нефти страна может сэкономить до $45 млрд.